Обменные лекционные ресурсы

Создание и реализация «обменных» on-line лекционных ресурсов и опыт чтения дистанционных курсов в рамках проекта «Синергия»

Центральное место в сетевом сотрудничестве университетов-участников проекта «Синергия» принадлежит совершенствованию и внедрению в учебный процесс дистанционных технологий обучения в режиме реального времени. Первый опыт проведения ON-LINE лекций был осуществлен в рамках модульного чтения факультативных спецкурсов для магистрантов.

В рамках двухнедельного магистерского цикла ведущими преподавателями проекта «Синергия» были подготовлены и прочитаны специальные курсы:

  • «Автоматизированный объемный гидравлический привод»,
  • «Управление роботами – манипуляторами на базе fuzzy-логики»,
  • «Структура и кинематика манипуляционных роботов»,
  • «Пневмоэлектроавтоматика»,
  • «Динамика систем, авторотирующих в потоке сплошной среды»,
  • «Системы управления роботов»,
  • «Теория автоматического управления»,
  • «Деловая переписка на английском языке»,
  • «Технический английский язык в области автоматики».

Этот цикл лекций в основном был ориентирован на магистрантов, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с научными исследованиями. Указанные лекции посещали и аспиранты, у которых темы диссертаций совпадали с перечисленными дисциплинами.

Фотографии процесса чтения дистанционных лекций, проводимых в университетах сети, представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Одна из первых on-line лекций проекта «Синергия»
Рисунок 2 – Чтение дистанционных лекций в Омском государственном техническом университете и Дальневосточном федеральном университете

В магистерских программах каждый университет сети выделил 2 недели учебного времени и каждый день читались специально выделенные лекции, расписания которых (время их начала и тематика) было заранее согласовано с учетом часовых поясов участников. Шесть университетов: Балтийский государственный технический университет, национальный университет «МЭИ», Омский государственный технический университет, Севастопольский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет и Карагандинский государственный технический университет подготовили для участников сети по одному курсу инженерных лекций. Национальный университет «МЭИ» дополнительно подготовил и провел уникальные интерактивные занятия по английскому языку в области изучения и использования специальной технической терминологии по дисциплинам направления подготовки. По отзывам слушателей это существенно помогло им уточнить используемую английскую терминологию и более корректно понимать изучаемую иностранную техническую литературу.

Для координации совместной образовательной деятельности по разработке новых форм и методов сетевого обучения участники проекта сформировали межвузовский учебно-методический совет проекта «Синергия».

Студенты и аспиранты проявили большой интерес к созданному циклу лекций и предложенной им дистанционной форме обучения. Успешное проведение подготовленных циклов лекций послужило основой для создания и внедрения в учебный процесс полноценных семестровых дистанционных курсов, читаемых ведущими преподавателями ВУЗов на условиях взаимообмена. Гибкая система проведения занятий позволила ВУЗам-участникам проекта успешно встраивать общие лекционные дисциплины в сетку расписания учебного процесса либо целиком, либо по отдельным тематическим модулям.

Решение проблемы ресурсного обеспечения чтения элективных курсов с помощью сетевого дистанционного обучения

Для сохранения тесной связи преподавателей со студентами был определен предельно допустимый объем и содержание курсов, читаемых дистанционно, в общем объеме учебного материала с учетом учебных планов каждого университета – участника сети. Методом экспертных оценок после детальных обсуждений было определено, что для студентов очной формы обучения объем материала, изучаемого посредством сети, не должен превышать 10% от общего объема учебного плана. И основной упор в сети должен делаться на вариативные дисциплины по выбору студентов, так называемые элективные курсы.

Однако в настоящее время эта полезная и актуальная составляющая современного образовательного процесса из-за ограниченных финансовых ресурсов университетов минимизируется и часто реализуется только формально. А, если элективные курсы все же организуются, то разбиение учебных групп и потоков для формирования малочисленных групп студентов, желающих слушать эти альтернативные курсы, приводит к необходимости резервирования дополнительной учебной нагрузки и выделения дополнительного штата преподавателей, а, следовательно, и к не всегда оправданной (в случае отсутствия востребованности студентами некоторых курсов) – к бесполезной трате ресурсов университетов.

При дистанционном обучении преподаватель ВУЗа, читающий один из элективных курсов непосредственно своим студентам, одновременно транслирует его в другие ВУЗы, а также курирует смежный с ним учебный курс, читаемый его коллегой из университета-партнера. Кроме того, члены совета пришли к выводу (и это подтвердилось на практике), что дистанционно читаемые дисциплины, прежде всего, следует предлагать наиболее подготовленным студентам, способным к самостоятельному освоению дистанционного курса при соответствующей консультационной поддержке преподавателей, читающих другие (параллельные) курсы в университете, для которого транслируется по интернету элективный курс. Преподаватели-кураторы в конце семестра осуществляют содержательную аттестацию знаний студента по курсу, изученному дистанционно.

Исходя из данного подхода участники проекта осуществили сопоставительный анализ элективных компонент учебных планов по направлениям, реализуемым в Балтийском государственном техническом университете, национальном университете «МЭИ», Омском государственном техническом университете, Севастопольском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете и выявили родственные группы элективных курсов, наиболее пригодных для чтения в дистанционном режиме.

В частности, в осеннем семестре 2017-18 учебного года в учебный план направления «Мехатроника и робототехника» (бакалавриат) Балтийского государственного технического университета в качестве элективного был введен курс «Промышленный электропривод», прочитанный кафедрой «Автоматизация производственных процессов» Карагандинского технического университета.

Таким образом, без привлечения дополнительных финансовых ресурсов одновременно решается задача чтения элективных курсов с помощью сетевого дистанционного обучения и сохраняется непосредственный контакт с преподавателем университета.

Учебные пособия